i_eron (i_eron) wrote,
i_eron
i_eron

Curiosity killed the cat

"Экономист" рассказывает, что НАСА пошлёт на Марс ещё один марсоход в 2020 году (в Вики почему-то нет русской статьи о теперешнем, поэтому я даже не знаю, как по-русски пишется Curiosity: по-узбекски - знаю, а по-русски - нет). Это прекрасная новость, но "Экономист" утверждает, будто довольны не все.

Цена удовольствия - полтора миллиарда долларов. Казалось бы, немного, но некоторым скрягам жаль и этого. Несмотря на то, что это не новые деньги, а уже выделенные раньше, просто теперь стало известно, на что их используют. За последние сорок лет НАСА уже запустило на Марс много аппаратов, совершивших и совершающих много замечательных открытий, так что теперь в программе исследований Марса работает много народу. Надо же им что-то и дальше делать, нельзя ведь награждать успех увольнением.

Но большинство недовольных, оказывается, недовольны не от скупости, а от жадности. Им бы хотелось, чтобы космические средства, раз уж они есть, направили бы на что-то другое. Например, НАСА раньше обещало помочь европейцам отправить на Марс две их побрякушки, а потом передумало, сказав, что денег не хватает. А на свой новый марсоход, значит, хватает - европейцам обидно.

Интереснее обижаются поклонники Венеры и лун Юпитера - почему всё время именно на Марс, несправедливо. Не понимают, что на Марс уже умеют посылать, получается хорошо. А пошлёшь куда-нибудь на Европу, может, пропадёт, да и выйдет дорого.

Никогда не забуду, как в 2005 году европейский зонд "Гюйгенс" приземлился на Титане и один из запустивших, Эндрю Болл, сказал, что "поверхность Титана напоминает крем-брюле". Грубый американец на месте этого сладкоежки-мечтателя, конечно, произнёс бы другое слово. Правда, потом оказалось, что это была ошибка и поверхность больше похожа на мокрый глинистый песок, но мир из крем-брюле навсегда остался в наших сердцах. Американские картинки Марса, может, и не так романтичны, зато их много - их машинки ездят по Марсу уже многие годы. А европейская побрякушка шмякнулась в это своё титановое мороженое, хлюпнула и затихла.

Цели нового марсохода ещё не определили, так что Экономист издевается, что главная цель - освоение бюджета с минимальным риском, спокойная работа марсианской комманды НАСА. Истиный романтик, вроде президента Кеннеди, мол, думал бы не так мелко.

Мне не жалко марсоходоводам их грошей. Их главная цель мне, в отличие от "Экономиста" и самого НАСА, понятна. Их результаты приносят радость миллионам их болельщиков. Марсоходоводы нужны нам по той же причине, что футболисты.

Иногда говорят, что, разрабатывая свои марсоходы и их инструменты, инженеры НАСА попутно изобретают тучу полезных в хозяйстве вещей. Мол, главная польза от их работы - не замечательные научные открытия, а их побочные эффекты. Этот аргумент мне кажется неубедительным. В самом деле, если главная польза - побочный эффект, давайте и объявим его главной целью - зачем лукавить? Все эти замечательные инженеры наизобретают ещё больше полезного, если их не отвлекать каким-то Марсом.

Нет, надо поступить наоборот! Болельщики радуются марсианским успехам не меньше, чем футбольным (правда, это не всегда те же люди). Футбольные клубы живут этой радостью - продают права на трансляцию матчей, билеты, всякие шарфы и плакаты. Конечно, большинство болельщиков радуются бесплатно, или почти, но и платежеспособных хватает. Мой клуб, например, всего лишь одиннадцатый -двенадцатый в Европе по доходам, зарабатывает в год больше $200m. А этим марсианам нужно всего $150m в год. Неужели Марс не так интересен, как Тоттенхэм?

Пусть марсоходоводы начнут продавать по всему миру свою символику (плакаты с панорамными фотографиями, модели марсоходов и игрушки на их основе, видеоролики, да мало ли) и права на прямые трансляции (с билетами придётся подождать). Я думаю, они легко окупят свои исследования, а мы будем гордиться, что участвовали и помогали. И вот почему. Главным в этом успехе будет уже не любопытство, а интрига. Ведь европейские, титановые, венерианские и иосские нытики смогут организовать конкурирующие клубы. С одних только романтиков, хранящих в сердцах титановое крем-брюле, можно будет собрать достаточно для новой, лучшей поездки на Титан. На этот раз они даже смогут поумнее выбрать место для приземления.

Болельщики Марса и Венеры будут соревноваться, у кого на фотографиях больше инопланетных пикселей, а у кого машинки блестят ярче. Может, европейские болельщики в пику американцам поддержат японскую миссию на какой-нибудь астероид, который без них так бы и крутился себе в безвестности. Как и в футболе, расцветут рейтинги и всякого рода сравнительная статистика и анализ, а финансовая эффективность достигнет небес. Зарплаты лучших инженеров вырастут во много раз, переход какого-нибудь спектроскописта из марсиан в титанцы будет подаваться, как главная новость сезона, а его портреты и схемы его спектроскопов украсят собой миллионы стен. Футбольным комментаторам в телевизоре придётся подвинуться и дать место научным. В какой-нибудь африканской стране станет модно поддерживать жарких меркурианцев, а в соседней - только большие планеты. Богатый спонсор закажет, чтобы его имя красиво выжгли на скале на Деймосе, а при этом выжигании в деймосских каменных парах вдруг обнаружат следы полезнейшего теллурида золота. Будем только надеятся, что ажиотаж перед важными приземлениями не будет выливаться в погромы в случае неудач. Радость и интерес к жизни в мире возрастут, а, в качестве побочного эффекта, науки о планетах и изобретения полезных мелочей продвинутся, как никогда раньше. Короче, наука - вперёд!
Tags: детское, наука
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments